JSU Site | Экспедиционный шлюп «Мирный»

О.Э.Николюк

Экспедиционный шлюп «Мирный»

Экспедиционный шлюп «Мирный»
Автор: О.Э.Николюк
Издание: Печатный Двор
Масштаб: ?
Страниц: 22/16
Формат: JPG
Размер: 11.65 Мб

Скачать

Скачать модель «Экспедиционный шлюп «Мирный»» (11.65 Мб)
При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.

Описание

В начале XIX века в России быпа подготовлена антарктическая экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный», которые вышли из Кронштадта 16 июля 1819 года. В те времена Антарктида не была открыта и многие мореплаватели сомневались о её существовании. Узнать, существует ли на самом доле на Южном полюсе материк и взялись бесстрашные русские мореплаватели. Плавание проходило в тяжелейших условиях, особенно за Южным полярным кругом у берегов Антарктиды, когда более трех месяцев люди и корабли подвергались жестоким штормам, снегопадам и обмерзаниям кораблей. Экспедиция ответила на главный вопрос – материк на Южном полюсе есть.

Экспедиция открыла 29 островов и назвала их русскими именами. Более двух лет шлюпы находились в плавании, и вот 5 августа 1821 года вернулись домой в родной Кронштадт.

Возглавлял экспедицию и командовал шлюпом «Восток» И.Ф.Крузенштерн. Шлюп «Мирный» шел под командой М.П.Лазарева, впоследствии – знаменитый флотоводец.

Шлюп «Мирный» был построен в Лодейном Поле на Олонецкой верфи, недалеко от Петербурга в 1818 году.

Инструкция по сборке

Для работы над моделью шлюпа понадобятся: хороший клей для бумаги, острый нож, шило, ножницы, пинцет (можно сделать из полоски жести), нитки чёрные и белые № 10 и более тонкие, акварельные краски и сосновые рейки.

На картон наклеить детали: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 – листы А, Б, В, Г, Ж. Собрать «набор» корпуса, см. рис. лист 1.

Выстругать из сосновых реек нижние мачты 96, 108, 120 лист Е и подогнать их в отверстия на палубе, см. рис. 0.

Снять мачты и у корпуса снизу оклеить шпангоуты полосками бумаги: на шпангоут 1 приклеить полоску 1А. на шпангоут 2 приклеить полоску 2А и надрезать ее по поперечным пиниям. На 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 приклеить полоску 17, на шпангоут 10–11 полоску 10А–11А. Заклеить днище коробля. Впереди приклеить дет. 18 лист 3. Все части днища приклеить стрелками в сторону носа. Приклеить дет. 19, сделав на ней поперечные надрезы. Приклеить дет. днища 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, корму заклеить деталями 29, справа и слева, см. рис. на листе Г и рис. П на листе Н.

Приклеить борта, справа борт 30, слева 31. листы И, К. Борт определяется так: смотреть вдоль корпуса от кормы к носу.

У бортов, сверху отогнуть клапаны вовнутрь.

Стенки орудийных портов, см. зеленые квадраты вдоль бортов, разрезать так, чтобы створки, загнуть внутрь борта. Вдоль бортов, к палубе и стойкам шпангоута, приклеить внутреннюю стенку фальшборта, впереди дет. 32, вдоль правого борта дет. 33, вдоль левого дет. 34 стрелками к носу. Надрезать на внутреннем фальшборте клапаны орудийных портов и отогнуть наружу вниз. Торчащие за борт куски обрезать. На фальшборт наклеить планшир, справа 35, слева 36 лист Ж.

Собрать киль, наклеив детали 40 и 41 с обеих сторон на вдвое склеенный картон, см. лист Л. Приклеить киль к корпусу.

Из дет. 49А, 50А, 51А, переведенных на плотный картон, склеить подставку 52А, см. лист Д. На правый борт вдоль линии 43 приклеить верхний бархоут, дет. 43, внизу по линии 42 приклеить нижний бархоут 42 (бархоут – утолщение борта для прочности). На левый борт приклеить бархоуты 44 и 45, см. листы И, К.

Собрать и вклеить на корме гакоборт 38, лист Ж, причем у черной стенки 37 гакоборта вырезать окна и склеить обе детали. На верхнюю часть гакоборта наклеить полоску 30А, в белые кружочки которой приклеить стойки 39Б, скатав их трубочками. На стойки приклеить планшер 39В, сложив его по пунктиру, см. рис. 0 дет. 39 лист Н. Для того, чтобы перегиб бумаги получался ровным, по перегибаемой линии по линейке шилом, под углом, продавливаем борозду. По бокам бортов у гакоборта приклеить галереи. Справа приклеить дет. 46А, сложив ее в виде стенки с потолком и полом, приклеить снизу дет. 46Б, а сверху дет. 46В. Собрать галерею левого борта дет. 46Г лист И, а также см. рис. 0 лист К. Впереди, на носу собрать гальюн. На выступающую вперед часть форштевня приклеить палубу гальюна дет. 47 лист и, загнув вовнутрь бортики, см. рис. 0 дет. 47.

Выстругать бушприт дет. 91 лист Е, покрасить его белой краской, затем склеить битенг бушприта дет. 51 лист И. Приклеить битенг на полубу, перед отверстием передней мачты по месту 51 отверстием вперед. Вклеить в битенг бушприт и черной ниткой примотать его к форштевню, см. рис. 0, дет. 91А. К палубе гальюна, с боков, приклеить решетки дет. 48 лист И, вырезав в них отверстия, помеченные буквами «в». Решётки подбираются по пунктиру и подклеиваются в углы, образованные бортами и форштевнем. На гальюнные решетки по верхнему краю наклеить регели дет. 50, на верхнюю оконечность форштевня приклеить фигуру орла 49, сначала дет. А, перегнув ее по пунктиру, окрашенной стороной наружу, отогнуть крылья в стороны. На дет. А орла наклеить часть крыльев дет. Б. Впереди, в прорези бортов вклеить якорные кран-балки дет. 52 лист И, см. рис. 0. Снизу к кран-балкам приклеить кницы дет. 52A, согнув их по пунктиру.

Сделать из рейки галс-боканцы дет. 53 лист И, вклеить их сквозь стенки гальюна, как показано на рис. общего вида Н дет. 53 и рис. 0 дет. 53.

Собрать брашпиль (лебедку) и корабельную колокольню, дет, 54, 54А, 55, 55А, 55Б. Деталии 54 перегнуть по пунктирным линиям и склеить, вырезать белые кружочки, из дет. 54А свернуть трубку и концами вставить в стенки 54. Из дет. 55 склеить столбики колокольни, а из дет. 55А согнуть арку. Под арку приклеить судовой колокол, сделать его конусом из детали 55Б. лист К, см. рис. Р лист Н.

Склеить стойки с нагельными планками, в которых шилом сделать отверстия для закрепления снастей. Сделать отверстия в нагельных планках вдоль бортов. Детали 66Б стойки, дет. 66В планки, 66А – собранная нагельная планка.

На палубу приклеить крышки люков: на прямоугольник 56 – крышку 56, на 57 – крышку 57, на 58 – крышку 58, на 59 – крышку 59 лист И.

Из деталей 60 собрать камбуз, согнуть клапаны вовнутрь и приклеить крышу 60А. На черный прямоугольник крыши приклеить трубу 60Б, согнув ее коленом. Приклеить камбуз на палубу, прямоугольник 60. Двери камбуза выходят к бортам. Из дет. 61 склеить входной тамбур и приклеить его на прямоугольник 61 на палубе, окнами к левому борту. Из дет. 62 собрать шпиль, см. рис. Е лист К. Склеить трубку Б. приклеить ее на основание В. К трубке приклеить ребра А, сложив их по пунктиру, сверху на трубку приклеить крышку Г, клапаны отогнуть вниз и на них приклеть Д. Из дет. 63 собрать штурвал, лист И, см. рис. 63А лист П. Приклеить штурвал на палубе, в месте 63.

Перед фок-мачтой, передней, позади грот-мачты, средней, и перед бизань-мачтой, задней, приклеить нагельные планки на стойках 66Б.

Собрать возвышение 64, офицерский гальюн 65 лист И и приклеить их у кормы на места 64 и 65.

Собрать шлюп-балки 67 лист И для кормовой шлюпки и приклеить их на планширь у гакоборта 38.

Вырезать и склеить орудийные станки дет. 68 см. рис. 70 лист М, а из дет. 69 сделать орудийные стволы. Орудия приклеить на палубе против орудийных портов. У носа справа и слева по два орудия и по пять орудий у кормовых орудийных портов. Склеить станки для корронад дет. 71, см. рис. 74 лист М, стволы скрутить из дет. 72 и полоской 73, обвернув каждый ствол, вклеить в отверстия станков 71. Карронады установить на палубе у орудийных портов, по три на каждый борт, у входного трапа.

Вдоль бортов приклеить руслени, на которые проходят ванты, снасти, удерживающие мачты с бортов. Руслени детали: 81. 82, 83 лист Л сложить, перегнув вдоль желтой полосы, вложить полоски картона и склеить. Руслени 81 наклеить на правый и левый борты по местам двойных линий, стрелками к носу, за фок-мачтой. Руслени дет. 82 приклеить за грот-мачтой, впереди большие, сзади, отдельно, меньшие. Так же приклеить руслени бизань-мачты дет. 83.

Собрать шлюпки. Выкройки бортов каждой шлюпки перегнуть по пунктиру, склеить в носу и приклеить палубы. У палуб отогнуть вниз кормовой клапан. Склеить шлюпки. На полубе между люков 56 и 57 приклеить киль-блоки 77 лист К, каждый блок перегнуть по пунктиру и, вырезав белый угольник, приклеить на палубу. На киль-блоки приклеить барказ 76. На русленях бизань-мачты приклеить шлюпбалки, по две с каждой стороны, сделав их по размеру рисунка 75. Шлюп-балки сделать из спичек. В палубы шлюпок 78, 79.80 вклеить по два кусочка белых ниток. Повесить шлюпки: у бортов на уровне русленей, у кормы – на уровне нижнего обреза окон. Справа, вдоль борта шлюпка 78, слева – 79, на корме шлюпка 80.

Из дет. 84 собрать кормовой фонарь, лист К, см. рис. 85 лист Л. Фонарь на проволоке вклеить в гакоборт в центр рисунка орла. Проволочку обмотать тонкой ниткой с клеем.

Из деталей 86 собрать якоря, см. рис.87 лист Л. Каждый якорь складывается из двух половинок, в перегиб вклеить якорный канат. Канат свить из трех черных ниток № 10. Якорные лапы и желтые штоки якорей склеить по два и приклеить к якорям, см. рис. 87. Свободный конец якорного каната вставить в отверстие якорного клюза, которое проколоть шилом в кружочке дет. 48 носовой решетки. Часть каната подвязать к якорной кран-балке дет. 52, таким образом, чтобы якорь можно было уложить на руслень фок-мачты.

Детали 88, 89, 90 – запасная бумага для заделки щелей днища, бортов и фальшборта.

К бушприту 91 примотать черными нитками с клеем утлегарь 92, приклеить к бушприту эзельгофт 93, сделать из картона см. лист Е и лист общего вида Н. Между эзельгофтом и торцом бушприта вклеить мартингик 94, к бушприту примотать бликда-рей 95 – выстругать из рейки.

Весь рангоут, мачты и реи, напечатанные черным, покрасить черной или коричневой акварельной краской.

По чертежам листа Е выстругать и тщательно зачистить все мачты и реи. Собрать фок-мачту 96 и стеньгу 97, соединив их нитками, сделав отверстие, буква «В», для проводки ниток вант см. общий вид рис. Н. На место соединения мачты с салингом приклеить с двух сторон салинги дет. 98 лист М, сверху, на салинги приклеить краспицы дет. 100, см. рис. 98А лист М. К стеньге 97 примотать брам-стеньгу дет. 102, проделать отверстие для вант и приклеить верхние салинги 103, см. рис. 103А лист М. Собрать грот-мачту детали 108, 109, 114, приклеить салинги: нижний 110, 111, верхний 115. Собрать бизань-мачту дет, 120, 121, 126, салинги: нижний 122, верхний 127. К мачтам и стеньгам прикрепить булавки с колечком или сделать крючки из тонкой проволоки. Места для крючков указаны на чертежах мачт, лист Е. Вклеить мачты в корпус.

Выстругать реи: для фок-мачты 104, 105, 106, 107, для грот-мачты 116, 117, 118, 119, для бизань-мачты 128, 129, 130, 131, 132. Реи хорошо отшкурить наждачной бумагой или зачистить осколком стекла, покрасить черной или коричневой краской. Приклеить к реям петли из черных ниток. Петли служат для подвески реев к мачтам и должны быть строго посередине. В торцы реев 107, 119, 130 и 131 вставить кусочки булавок для крепления к мачтам. Места для крепления этих реев обозначены на чертеже мачт, лист Е.

Приготовить три метра проклееных черных ниток для вант фок и грот-мачт. Ванты свить из трех ниток, для установки внизу, верхние ванты всех трех мачт сделать в одну нитку № 10, все нижние ванты бизань-мачты свить в две нитки. Постановку вант нужно начать с фок-мачты. Сначала установить переднюю пару вант справа, затем переднюю пару вант слева. Первая ванта вклеивается в отверстие под русленем 81, затем проводится сквозь отверстие над нижним салингом и вклеивается рядом с первым концом. Следующие ванты ставятся с противоположного борта. Таким образом устанавливаются все ванты. Для удобства в работе и для лучшего натяжения ванты удерживаются бельевыми прищепками. Ванта продевается в отверстие над салингом, подклеивается к русленю и оттягивается прищепками вниз до высыхания клея, затем проколоть шилом в борту отверстия и вклеить в них концы вант. Так собираются ванты и грот-мачты 82А и бизань-мачты 83А см. общий вид Н.

На салинг фок-мачты прикпеить площадку марса дет. 99, 101 лист М. Перегнуть дет. 99 по пунктиру, вклеить картон по размеру марса, вырезать среднее отверстие. На белую окантовку марса наклеить дет. 101. см. рис. 98А лист М. Прикпеить марс салинг 98 фок-мачты полоской усиления 101 кверху. Таким образом собрать марс грот-мачты дет. 112, 113 и марс бизань-мачты 124 и 125. Установить штаги-снасти, удерживающие мачты вдоль корпуса и проходящие от мачт к носу. Повязать петлей поверх вант фок-мачты и провести на бушприт фок-штаг 96А, см. рис. общего вида. Нижние штаги фок и грот-мачт в два раза толще нижних вант этих мачт.

Изготовленные штаги рекомендуется проклеить жидким клеем. Грот-штаг 108А одним концом вклеить в палубу в кружочек сбоку фок-мачты. Свободным концом обвести ванты у салинга грот-мачты и вклеить в палубу рядом с фок-мачтой, с противоположной стороны от первого конца. Бизань-штаг 120А одним концом закрепить на вантах у марса, а свободным концом закрепить внизу грот-мачты. Бизань-штаг свить в четыре нитки. Установить верхние ванты: на фок-мачте 99А, по четыре ванты на каждую сторону, на грот-мачте – по четыре на каждую сторону, у бизань-мачты – по три ванты на сторону. Нижние концы вант приклеить к марсам, а под марсами приклеить к нижним вантам. На ванты приклеить выбленки-перекладины – с интервалом в один см. Выбленки приклеить снизу, начиная от планширя. Натянуть верхние штаги: у фок-мачты 133, 134, 135, у грот-мачты 109а, 114А, 114Б, у бизань-мачты 121А, 126А, см. рис. общего вида Н.

К рею 107 приклеить парус 139 и подвесить на фок-мачту, к рею 119 приклеить парус 143 и подвесить на грот-мачту, к рею 131 приклеить парус 146 и подвесить на бизань-мачте. К нижним углам этих парусов приклеить по два кусочка белых ниток по 15–20 см. На штаги 133, 134, 135 приклеить паруса: впереди бом-кливер 133, второй – кпивер 134 и последний фор-стемьги-стаксель 135, см. общий вид Н. К нижним свободным углам этих парусов приклеить по 20 см белых ниток, которые натянуть и вклеить слева на переднюю нагельную планку слева. Свободные концы ниток парусов 139, 143 вклеить в нагельные планки левого борта, у бизань-паруса нитка подвязывается к нижнему рею-гику 130. К наружному концу рея 107 приклеить нитку 107А и свободным концом закрепить на верхнем марсе 103, к рею 119 грот-мачты приклеить нитку 119А и привязать к рею под марсом 115. К рею 131 бизань-мачты привязать нитку 131А, свободным концом приклеить у салинга 127.

Для удержания стенег и брам-стенег в дополнение к вантам ставят фордуны, которые устанавливаются позади вант. За вантами фок-мачты установить фордуны 81Б, одна пара которых крепится под верхним салингом 103, вторая – над крючком подвески верхнего паруса. На грот-мачте устанавливаются фордуны 82А, которые имеют отдельные руслени позади основных, и за вантами бизань-мачты устанавливаются фордуны 83А, см. рис. общего вида Н.

К фок-рею 104 фок-мачты приклеить фок-парус 136 так, чтобы полукруглый вырез был внизу, к нижним шкотовым углам паруса приклеить по 25-30 см белых ниток № 10. На концах рея сделать надрезы для дальнейшего крепления снастей. Надрезы делать вдоль волокон дерева. К фор-марса-рею 105 приклеить фор-марсель парус 137 и приклеить нитки, причем нитки приклеить ко всем парусам.

к фор-брам-рею 106 приклеить фор-брамеель-парус 138. К грот-рею 116 приклеить грот-парус 140, к грот-марса-рею 117 – грот-марсель-парус 141, к грот-брам-рею 118 – грот-брамсель-пзрус 142. На бизань-мачте: на крюйтс-марса-рей 132 приклеить крюйсель-парус 144, на крюйс-брам-рей 129 приклеить крюй-брамсель-парус 145. Паруса развесить на мачтах, согласно рис. общего вида Н.

Над парусом 138 фок-мачты привязать белую нитку 138А, провести в прорези на концах рея 106 и привязать к штагу 109А около верхнего марса 115 грот-мачты. Концы ниток 138В и В паруса 138 провести в прорези на концах рея 105 привязать на грот-штаге 108А. Концы ниток шкотовых углов 136А фок-паруса 136 закрепить на фальшборте перед пятым орудийным портом считая от носа. В шкотовых углах 136 паруса к ниткам 136А привязать нитки 136Б и свободными концами приклеить к дет. 53, галс-боканцам. Снасти парусов грот-мачты проводятся так же как и фок-мачты: нитки 142А-Б грот-брамсель-паруса 142 свободными концами привязать к штагу 126А бизань-мачты, нитки 142В паруса 142 из шкотовых углов провести через прорези рея 117 и привязать к штагу 121 А, нитки 141А грот-марсель-паруса – через прорези грот-рея 116 вклеить в планширь борта у кормы.

Свободные концы ниток 140А грот-паруса 140 вклеить в борт у орудийного порта предпоследнего орудия. В шкотовых углах грот-паруса к ниткам 140А привязать по 25 см ниток, свободные концы которых вклеить в фальшборт перед третьим орудийным портом, считая от носа. Над крюйс-брамсель-парусом 145 бизань-мачты привязать нитки 145А, провести их через прорези крюйс-брам-рея 129 и свободными концами привязать к верхним вантам 109А грот-мачты, нитки шкотовых углов крюйс-брамсель-паруса 145 провести через прорози хрюйс-марса-рея 132 и привязать к грот-мачте над марсом 112.

Нитки 128А из шкотовых углов крюйсель-паруса 144 провести в прорези бегин-рея 128 и закрепить их на нижних вантах 82А грот-мачты.

На верхний конец брам-стеньги грот-мачты приклеить вымпел 48 лист Д, а к внешней стороне бизань-парус а 146 прикпеить кормовой флаг 47. Флаги перегибаются по пунктирной линии и склеиваются.

Комплектность игры-самоделки шлюпа «Мирный»

  1. Пояснение 1 шт.
  2. Упаковка 1 щт,
  3. Детали для сборки шлюпа 6 листов.
  4. Схема сборки 2 листа.
  5. Цветная бумага 4–6 листов.
  6. Белая бумага 4 листа.
  7. Картон переплетный 10 листов.

Игра-самоделка предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста.

Самоделка выполнена автором по чертежам, разработанным художником-маринистом Е.В.Войшвило, опубликованным в журнале «Моделист-конструктор» № 10 за 1974 год.


Источник: http://only-paper.ru/load/morskoj_flot_iz_bumagi/parusnik_iz_bumagi/shljup_mirnyj_pechatnyj_dvor/190-1-0-8884

(;) CopyRightLeftUpDownAndAround – JSU Software