JSU Site | Китайская джонка и сампан

Richard Vyškovský

Китайская джонка и сампан

Čínská džunka a sampan

Китайская джонка и сампан / Čínská džunka a sampan
Автор: Richard Vyškovský
Издание: ABC 18'1983
Масштаб: ?
Страниц: 4/2+1 back
Формат: JPG
Размер: 11.53 Мб

Скачать

Скачать модель «Китайская джонка и сампан» (11.53 Мб)
При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.

Описание

Джонка – традиционное китайское парусное судно для плавания по рекам и вблизи морского побережья. До сих пор широко используется в водах Юго-Восточной Азии. Слово происходит от малайского djong, что в свою очередь является искажением южноминьского слова 船, chûn, означающего «судно».

Отличительные черты джонки – паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма. Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи. Массивный руль заменяет киль. Число мачт достигает пяти.

Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии.

Со временем джонки вошли в употребление по всей Восточной Азии и стали использоваться для длительных морских переходов. В 1846–1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка. В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория.

С переводом военного флота на паровую основу джонка сохранила значение высокоманевренного грузового судна. В некоторых районах Вьетнама джонки используются как плавучее жильё.

Сампан (от китайского «шаньбань», кит. 舢舨) – собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии. Размеры могут сильно различаться: длина до 9 м, ширина до 3 м. Для гребли используют 1–2 кормовых весла. Современные чаще оснащаются подвесным мотором, внутреннего сгорания или электрическим. Многие сампаны, особенно старых конструкций, могут ходить под прямым парусом из циновок. По традиции сампанами управляют женщины.

В центре или на корме делают навес, может быть сооружена и полноценная каюта из циновок. В БСЭ приводятся данные о грузоподъёмности сампана до 80 т, но при вышеприведённых габаритах это маловероятно. Сампаны служат главным образом для грузопассажирских перевозок, но могут быть и жильём, и лавкой торговца, и мастерской. Часто используются для рыбной ловли.

Инструкция по сборке


Источник: http://laras-paper.com/news/cinska_dzunka_sampan_abc_1983_18/2017-11-07-7062

(;) CopyRightLeftUpDownAndAround – JSU Software