JSU Site | Малый фрегат «Орёл»

В.Созинов

Малый фрегат «Орёл»

Малый фрегат «Орёл» (Музей на столе)
Автор: В.Созинов
Издание: Левша 03-04'2001
Масштаб: ?
Страниц: 18/12
Формат: JPG
Размер: 17.39 Мб

Скачать

Скачать модель «Малый фрегат «Орёл»» (17.39 Мб)
При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.

Описание

Недавно Россия отметила 300-летие российского военного флота. Всем известно, что создан он был при самом активном участии Петра Великого. Но немногие знают, что попытка создать военный флот европейского уровня была предпринята его отцом – государем всея Руси Алексеем Михайловичем еще в середине XVII века. На специально построенной для этих целей верфи возле дворца в селе Дединове, что на Оке, в 1668 году была завершена постройка первого русского военного корабля европейского образца. Создан он был русскими мастерами под руководством голландского инженера-судостроителя Корнелиуса ван Буковена и получил почетное имя «Орел» в честь герба русских царей.

Корабль с красивыми пропорциями и совершенной парусной оснасткой был выстроен на голландский манер и относился к типу малых фрегатов. Командиром был назначен голландский капитан Бутлер. В его подчинении находилось около двадцати пяти матросов, тридцать пять стрельцов и десяток пушкарей-артиллеристов. В летний период 1668–1669 годов «Орел» не без труда перешел из Оки по Волге в Астрахань. Именно здесь корабль должен был нести службу по охране купеческих караванов к персидским берегам. Но внезапно в южных областях Руси вспыхнуло восстание казаков во главе со Степаном Разиным. «Орел» был захвачен восставшими. Они спрятали его в одной из многочисленных проток дельты Волги. Там корабль простоял много лет, пока не разрушился.

Петр Великий спустя годы так оценил отцовское начинание:

«И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойное оно есть вечного прославления… От начинания того, аки от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

Инструкция по сборке

В.Созинов

Для постройки модели «Орла» потребуются: картон толщиной 0,5, 1,0 и 2,0 мм, плотная чертежная бумага, цветной картон, булавки портновские со шляпками, тонкая белая бумага или ткань для парусов, черные и коричневые нитки разной толщины, клей ПВА, прямослойные деревянные рейки для мачт и реев, булавки с ушками, зубочистки, спички без серных головок. Подготовьте обычные инструменты, применяемые для бумажного моделирования.

Корпус модели состоит из каркаса, образованного килевой рамкой, шестью стрингерами, четырьмя палубами и четырнадцатью шпангоутами, и обшивки. Обводы корпуса в общих чертах повторяют конструкцию реального корабля. Напоминаем, что со страниц 4–7 обязательно снимите копии текстов, иначе, вырезав детали, вы уже не восстановите тексты, размещенные на тыльных сторонах страниц. Детали с номерами от 1 до 21 наклейте на картон толщиной 2 мм, предварительно переведя через копирку их контуры на тонкую бумагу и симметрично достроив недостающие части у деталей от 1 до 14. Детали 22–26 наклейте на картон толщиной 1 мм. Заранее прорежьте все необходимые отверстия. Согласно рисунку соберите сначала каркас судна без киля.

Для удобства размещения в корпусе главная палуба модели разрезана на четыре части, а палуба юта – на две. Склейте набор корабля без палуб. Установите в средней части корпуса деталь 30, а также ее ограждение (деталь 31). Установите главную палубу на ее место. Поверх нее приклейте раму грот-люка, предварительно оснастив ее решеткой-русте-ром (деталь 33). Приклейте также усиленную часть палубы (детали 27 и 32). На круглом карандаше сверните пяртнерс – палубную стойку грот-мачты (деталь 34), а также стойки фок- и бизань-мачт (детали 35 и 36). Вклейте стойки в отверстия главной палубы.

С четвертой страницы журнала переведите на плотный ватман заготовки наружной обшивки левого борта (детали А-Н и 72, 127, 184). Эти же детали правого борта получите, воспользовавшись их зеркальным отражением. Подводную часть кораблей того времени натирали специальным составом белого цвета, который предохранял корпус от гниения, но обшивку подводной части можно выполнить и коричневой, под цвет натурального дерева. Листы обшивки размещаются с носа в корму и нумеруются буквами русского алфавита от А до Н. Для усиления верхнего края листов обшивки, обозначенных буквами Г, Д, Е, Ж, 3, вклейте между соответствующими шпангоутами детали 28 (10 штук). Установите подводную часть обшивки. Лист обшивки Н, который соприкасается с транцем, имеет клапаны, выступающие за пределы детали 14. Отогните их к торцу, после чего наклейте обшивку на детали 14 и 29, предварительно наклеив ее на картон толщиной 0,5 мм. Разместите на палубах рамы – комингсы люков (деталь 37 – 2 штуки, детали 38, 39 и 40). На некоторые люки установите решетки – рустеры. Разместите на главной палубе необходимое оборудование. В кормовой части следует выгородить кают-компанию с помощью двух переборок (детали 41 и 42).

Дверь в переборках можно выполнить открытой. Под кормовыми окнами каюты разместите рундук (деталь 43), а вдоль бортов, между ветвями шпангоутов 12 и 13, поставьте по одному малому рундуку (детали 44 и 45).

Далее под сходными люками установите два трапа, собранные из деталей 46 и 47 (стойки) и деталей 48 (ступеньки), предварительно наклеенных на двухмиллиметровый картон, установите на его место шпиль, собранный согласно рисунку из деталей 95–98 и 100–102. Часть деталей выстругайте из круглых палочек, подойдут и зубочистки.

В стойке вдоль бортов вклейте ведра (деталь 123 – ведро, 124 – дно ведра, 125 – стойки, 126 – запорная планка). Затем наклейте верхнюю часть наружной обшивки. Склейте детали 49 и 50 – левый борт, а также 51 и 52 – правый борт. Заранее прорежьте круглые отверстия. Отогните крышки пушечных портов. Приклейте обшивку каждого борта. Соберите трапы под эти люки из парных деталей 148, 149 и 150.

Под палубой бака установите камбуз (судовую кухню), собранный из деталей 90 – 94. Вдоль бортов между ведрами и плитой на «Орле» были выполнены проходы в гальюн. Там же находились трапы для подъема на бак. Далее необходимо приклеить так, называемые «пояса усиленной обшивки» – бархоуты. Они придавали корпусу судна дополнительную прочность. Вырежьте из страницы-вкладки детали 59 – нижний пояс, 60 – пояс под пушечными портами, 61 – пояс над пушечными портами. 62 – подпланширный пояс, 63 – верхний пояс по левому борту. Номера деталей для правого борта – 64 – 68. Заготовки для этих деталей наклейте на картон толщиной 1 мм, уложив их по длине сообразно изгибу, так как каждый пояс составляется из нескольких фрагментов. Постарайтесь не перепутать детали. Вырежьте бархоуты и приклейте их к обшивке, руководствуясь рисунком общего вида. Поверх них установите на круглые отверстия в обшивке рамы пушечных портов (деталь 69 – 16 штук), а на крышки нижних портов деталь 70 – 18 штук. Приклейте так же запорный выступ (деталь. 71 – 18 штук), который должен иметь толщину 1,5 мм. Завершает работу над корпусом подклейка деталей обшивки 72 и 73, носовой надводной обшивки (детали 74 и 75) и установка на палубе гальюна (детали 76 и 77, предварительно наклеенные на толстый картон).

На детали 74 и 75 наклейте продолжение бархоутов, С правого борта это детали 107–109; с левого – детали 110–112, Установите в нужном месте носовую перегородку бигхед, отделяющую помещение камбуза от гальюна. Зятем приклейте детали оформления киля и штевней. С правого борта ото детали 114–116, а с левого – детали 117–119.

Соберите руль из деталей 120 и 121. Перед тем как соединить их в единый пакет, вклейте между ними картон толщиной 2 мм (деталь 127). Приклейте гакаборт (деталь 122), предварительно прорезав в нем окна.

Подставку изготовьте по рисунку из деталей 103–105, 106 (2 штуки) и 107 (4 штуки). Корабль лучше вклеить в подставку намертво, чтобы он случайно не вьпал из нее при переноске.

Далее можно приступать к оформлению носовой пасти корпуса. Приклейте гальюнные регели (детали 128, 129 и 130 с правого борта и детали 131, 132, 133 с левого борта). Концы деталей, крепление которых осуществляется на княвдигеде, необходимо очень точно выставить согласно разметке. В противном случае этот узел будет трудно собрать. Далее установите между регелем 129 и княвдигедом, а также между регелем 132 и княвдигедом площадки гальюна (детали 134 и 135), Эти детали советуем клеить встык густым ПВА. Далее установите верхние части гальюнных шпангоутов, так как его силовой каркас подобен каркасу корпуса. Для этого подготовьте детали 136–138 для правого борта и детали 139–141 для левого борта. Установите нижние части гальюнных шпангоутов. На образовавшихся площадках вклейте стульчики (детали 146, 2 штуки). Подклейте рамы сходных люков на палубе бака – это пара деталей 147.

На битхед двери, а также на княвдигед приклейте боковины кницы. Между ними должны располагаться кядааы для якорных канатов. Закрепите на план-тире бака концы шпангоутов 159 и 160. Установите на палубах ограждения – релингн. Усильте их палочками от зубочисток, пред варительно выкрашенными в черный цвет. «Орел» был хорошо вооружен. На двух его палубах размещалось 14 легких 6-фунтовых орудий и 16 средних орудий 12-фунтового калибра. Один круглый и один квадратный порт на корме были фальшивыми и служили только для вентиляции и доступа света во внутреннее помещение. Для этой цели в квадратный порт вставлилась стеклянная рама (детали 197), Соберите 14 лафетов для легких орудий из деталей 86–89, 182 и закрепите их на верхней палубе, В подпалубном помещении юта лафеты установите с помощью длинной палочки. Деталь 180 переведите на тонкую бумагу и размножьте в количестве 14 штук. Сверните стволы орудий из этих деталей на оправке, минимальный диаметр которой чуть меньше 2 мм. Приклейте донца – деталь 176, заранее проколов в каждом отверстие и продев булавку ушком наружу. Окрасьте стволы тушыо в черный цвет и после сушки установите на лафеты, выставив стволы в порты. Также переведите на тонкую бумагу деталь 183 (ствол орудия главного калибра). Размножьте ее в количестве 18 штук. Склейте из деталей стволы орудий, окрасьте их и дайте высохнуть. Согласно рисунку на картона толщиной 0,5 мм изготовьте держатели орудий и вклейте их в корпус через пушечные порты. После высыхания клея на держателях приклейте к ним орудийные стволы так, чтобы они выступали из корпуса примерно на 6…7 мм. Вклейте два орудия в пушечные порты транца, укрепив их в держателях (деталь 184), Также наденьте на верхнюю часть руля румпель (деталь 185). Установите вокруг пяртнерса грот-мачты уплотнительное кольцо (деталь 188). Вокруг мачтовых отверстий фок- и бизань-мачты установите такие же кольца – детали 189, 190. (На настоящее корабле уплотнительпые кольца делали из промасленной парусины). Теперь необходимо установить на корпусе особые площадки – руслени. Оки предназначались для разноса вант нижних мачт и их крепления. Вырежьте детали 191–196 и наклейте их на картон толщиной 2 мм. Прорежьте пазы и приклейте руслени на. корпус согласно рисунку 5. Для более прочного крепления русленей к бортам на них разместите кницы: деталь 202 (12 штук) – грот-русленя, деталь 203 (10 штук) – фона-русленя и 204 (8 штук) – бизань-русленя. На ребрах установите внутреннюю часть фальшборта – декоративные щиты (детали 198 и 201).

Далее можно приступить к изготовлению кормовых раковин. Эта часть корабельной конструкции служила гальюном для капитана к офицеров. Для этого в палубе были прорезаны два отверстия. Соберите раковины согласно рисунку. Не забудьте также прорезать дверь из раковин в кают-компанию. Далее соберите колокольню и судовой колокол. С колокола устанавливался порядок выполнения судовых работ, да и вообще всей судовой жизни. Удары в колокол назывались «склянки». Вырежьте два становых якоря по шаблонам, которые найдете на странице 6.

Впрочем, можно воспользоваться и готовыми якорями от пластиковых моделей, важно лишь, чтобы они подходили по габаритам. Якоря прикрепите к фока-руеленям. Проденьте в клюзы обрезки бечевки подходящего диаметра, предварительно окрашенной в черный цвет. Бечевку подрежьте до нужного размера и привяжите к кольцам якорей морским узлом. Опытным моделистам предлагаем также самостоятельно изготовить корабельный баркас, который в походном положении устанавливался на стойках-рострах над грот-люком.

Далее переходите к изготовлению рангоута, такелажа и парусов. Размеры мачт, реев и других частей рангоута приведены в таблице. При выборе толщины реев нужно помнить, что рей в середине, где у него максимальный диаметр, должен быть на один миллиметр тоньше того места мачты, стеньги или бушприта, напротив которого крепится. Диаметр концов реев не превышает трети диаметра в середине рея. Толщина мачты на верхнем конце составляют 2/3 толщины нижнего конца. Рангоут лучше всего выстругать из мягкого дерева с помощью острого ножа, маленького рубанка или напильника и наждачной бумаги. Готовые детали с помощью дополнительных деревянных вставок соберите на клею в три мачты (фок, грот и бизань), а также склейте бушприт с блинда-стеньгой. Когда клей слегка схватится, подправите детали, чтобы не было перекосов, и оставьте до полного высыхания. На рисунке показано, как установить на мачтах марсовые корзины, которые необходимо изготовить, по шаблону из картона толщиной 0,5 мм. Корзину покрасьте в коричпевый цвет, под цвет корпуса. Деревянные вставки на мачтах замаскируйте под эзельгофт – деревянный прямоугольный брус с двумя отверстиями; в кормовое отверстие вставьте верхний конец мачты, а в носовое – стеньгу. Все выше сказанное в той же мере относится к настоящему кораблю. На нашей модели эзель-гофты выполнены условно, В «коробочку», образованную стенками эзельгофта. наложите доверху клеевой состав из смеси густого ПВА с мелко тертым мелом. Проследите, чтобы состав не сполз вниз. После схватывания смеси «иерхнюю плоскость» детали окрасьте в красный цвет, В месте соединений стеньг и флагштоков из полосок картона установите так называемые салинги – устройства для крепления флагштока к стеньге. К сожалению, эти детали невозможно выполнить из бумаги, так как их размеры заавнсит от размеров рангоута. Готовые мачты и бушприт закрепите в корпусе. Привяжите к ним реи нитками черного цвета, Проведите на модели стоячий такелаж» исподызуя вместо блоков бусинки и отрезки пластиковой изоляции от электропроводов. Но, конечно, опытным моделистам следует выполнить блоки из дерева. Привяжите к реям паруса, изготовленные из ткани или бумаги по предлагаемым шаблонам. Оснастите модель бегучим такелажем. Напоминаем, что стоячий такелаж в то время был черного, а бегучий – светло-коричневого цвета. Завершит работу подъем на флагштоках русских морских флагов XVII века, кстати, специально разработанных для этого корабля.


Источник: http://laras-paper.com/news/malyj_fregat_orel_levsha_2001_03_04/2018-09-13-4347

(;) CopyRightLeftUpDownAndAround – JSU Software